Пятница, 29.03.2024, 13:12
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Категории раздела
Поиск
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Статьи и заметки

Главная » Статьи » Пессимистические заметки

Реформы системы образования - преступление
    Общепризнанный факт - система образования в Советском Союзе была наилучшей в мире.
    Однако, несмотря на это и в советское время и особенно теперь предпринимаются беспрерывные попытки реформировать школу. На моей памяти таких попыток было предостаточно, хотя ни одна из них не была удачной. После каждой реформы положение становилось хуже и теперь мы "имеем то, что имеем".
     Не пора ли сделать очевидный вывод: надо прекратить всякие реформы и вернуться к системе образования образца 1960 года. Ведь сделать это во много раз проще, чем без конца разрабатывать какие-то новые изменения. Считаю, что президент своим указом должен вернуть старую систему образования и категорически запретить впредь проводить хоть какие-нибудь реформы. И поскорее отменить этот пресловутый ЕГЭ.
     И, наконец, надо прекратить разговоры о том, что детей перегружают в школе. Тема эта стала просто модной у мамаш, а после известной песни Пугачёвой  вроде как аксиома. Дошло до того, что ссылаясь на американцев призывают обучение в школе уподобить игре. Чушь собачья - без тяжкого труда в жизни никто ничего никогда не добивался. Английский язык во сне не выучишь - это чистый обман. Ребёнок должен трудиться, и чем больше, тем лучше. Здоровью детей  может, конечно, повредить тяжёлый физический труд, но никак уж не умственные занятия. Ведь только в детском возрасте возможно быстрое и эффективное умственное развитие и лишать этого детей - преступление.
     Для доказательства не нужны какие-то исследования, мы все сами учились в школе и можем опираться на собственный опыт. В своё время мы сдавали экзамены каждый год, начиная с 4-го класса и до 10-го. Задавали на дом нам действительно много. Но я не помню случая, чтобы кто-то от этого заболел. И времени нам хватало и на отдых и на работу по дому и в колхозе. А ведь это было в трудные времена: мы были плохо одеты, вечно полуголодные, нам никто не устраивал каких-то развлечений, развлекались мы сами. За отсутствием бумаги иногда писали на старых газетах между строчек. Тем не менее, могу констатировать, что жизнь наша была во много раз содержательнее какой-то растительной жизни современных детей. Отмечу также, что в этих условиях из нашей школы вышло немало хорошо воспитанных людей, добившихся потом в жизни совсем неплохих успехов. А ведь это было в глухой деревне, где среди взрослых ещё была добрая половина неграмотных, то есть вообще не умевших читать.
     Больным местом является также качество учебников, которое тоже становится всё хуже. Например, все новомодные учебники по математике, созданные с участием известных специалистов, не привели к улучшению математической подготовки. Лучше были старые учебники, написанные ещё в традициях русской дореволюционной школы. Вот на их базе и надо разрабатывать новые. Не надо в школе вводить элементы высшей математики -всему своё время.
     Не следует сильно уповать на использование всяких технических средств обучения - всё это игрушки. Главным в обучении был и навсегда останется учитель. Только живой человек у классной доски способен и воспитать и обучить школьника. Как и в жизни, в обучении главное диалог, контакт, симпатия или антипатия - иным словом взаимоотношения между учителем и учеником. Необходимо полное доверие к учителю в вопросах контроля и оценки успехов школьника. Качество работы учителя можно оценить только по успехам его учеников в жизни. Могут возразить, что это запоздалые оценки, но тут уж ничего не поделаешь - надо выбирать хороших учителей.
     Теперь бьются с проблемой оценки  качества подготовки школьников и абитуриентов. Ввели в практику этот нелепый ЕГЕ. Вообще-то эта проблема "выеденного яйца не стоит". Например, любой опытный преподаватель математики в течение пяти минут свободной беседы с учеником  даст самую точную оценку его математической подготовки.  И в принципе не нужны никакие экзаменационные комиссии, никакие разработанные в министерстве экзаменационные задания и билеты и уж, конечно, никакой ЕГЕ. Вопрос упирается только в то обстоятельство, что никто никому не доверяет. Ну конечно! Как же можно доверить оценку знаний одному школьному учителю? Ведь он обязательно за взятку поставит ученику пятёрку! Но, простите, если у нас только такие учителя, то лучше детей вовсе не учить в школе, а то мы получим одних мошенников и жуликов. Что, кажется, уже и имеет место быть. Детей уже спозаранку приучают к тому, что никому ни в чём доверять нельзя, что можно за деньги, без труда получить диплом об образовании.
       Теперь полно таких "специалистов", которые дурака валяли в школе, только отбывали время в ВУЗе - это они создают коррупцию и организуют весь этот бандитский капитализм в нашей стране. Надо не создавать эти бесчисленные приёмные комиссии, всякие ЕГЭ и прочую ерунду, а гнать из школ и ВУЗов недобросовестных учителей. Можно принимать в университеты всех желающих, какова их подготовка, выяснится уже в первом семестре; следует только без промедления выгонять неспособных к учению. Тогда бездельники сами перестанут поступать в ВУЗы. Не надо гнаться за количеством, у нас явный избыток людей с высшим образованием. Следует закрыть больше половины учебных заведений в стране. Оставить надо только лучшее и только добросовестных и талантливых преподавателей, которым дело приёма абитуриентов и обучение доверить полностью, без всякого дополнительного контроля со стороны государственных органов. Ведь так и было всегда раньше. 
    Вредной считаю и идею выбора интересов ребёнком ещё в школе. На этом этапе никак нельзя ещё определить, к чему у него наклонности - к точным наукам или к гуманитарным. Следует во что бы то ни стало заставить его одинаково хорошо усвоить все предметы.  Заявления родителей о том, что математика нашему ребёнку не нужна, потому что он будет музыкантом, надо пресекать в корне. Известно много примеров, когда в школе у ребёнка отрицали математические способности, а он потом становился великим математиком. За твёрдую позицию в этом вопросе дети повзрослев будут только благодарны.
       Давно уже наблюдается какая-то странная тяга к внедрению всяких стандартов в процесс обучения в школах, да и в вузах тоже. Я помню, как ещё во время моей работы ректорат нашего института ставил задачу, конечно, по указанию свыше, разработать такие стандартные планы и методики, наладить такой конвейер обучения, чтобы независимо от способностей преподавателей, обучающийся гарантированно получил некоторый стандартный уровень подготовки. Но это же полная чушь! Наоборот, при всяком обучении надо избегать и даже запрещать любые стандарты. Никому не нужны толпы специалистов со стандартным уровнем образования, позарез нужны нестандартные умы, так как только они одни и создают прогресс. Надо позволить любому учителю и преподавателю иметь свой собственный план и метод обучения, а уровень подготовки оценивать не по стандартам, а по знаниям, по умению. Возьмём, например, обучение Толстого - оно прекрасно им описано в книге "Детство, отрочество, юность". Детей в их семье учил Карл Иванович, которому никто программ, конечно же, не спускал сверху. Но какой был успех обучения! Дело в том, что отношения между учениками и учителем были основаны на взаимной любви и преданности, главным было не только обучение, но, прежде всего, воспитание. Ученик не мог не выучить урока уже из одного только уважения к учителю. Никто не следил за тем, правильные ли оценки ставит учитель своим ученикам. Ведь оценка призвана показывать только, как сам учитель оценивает успехи ученика, для того, чтобы сам ученик и родители могли принимать какие-то меры для улучшения дел. Оценка - это только инструмент учителя и никакой другой цели иметь не может.
       Совсем немного прошло времени с момента написания этой заметки, как я с удивлением услыхал о новой реформе в школе. Главным пунктом в этой новой затее как раз и является свободный выбор предметов учеником. Предлагаемые идеи настолько нелепы, что даже Путин пошутил, что обязательной остаётся только физкультура. Ни в коем случае нельзя эту реформу допускать. Дети ещё не могут сознательно и добровольно много  трудится. Необходимо принуждение их к этому. А при свободном выборе они, естественно, выберут всё самое лёгкое, не думая о будущем. Например, "занудистой" химии они обязательно предпочтут закон божий, где батюшка болтает о забавных вещах, а пятёрку он поставит за одно только приличное поведение. При современном раскладе "ценностей" все дети захотят быть артистами, журналистами, юристами, торгашами; да и вообще они понимают, что главная мечта сейчас деньги, а для зарабатывания их нужны вовсе не знания, а совсем другие качества. Я однажды спросил своего внука - кем он хочет стать. Он ответил, что уедет в Америку. Оказывается, это его главная мечта в жизни. И такие мысли в голове сейчас у большинства подростков. Кто же будет осваивать жизненно важные предметы в школе и кто потом будет трудиться в нашей стране?
 
                                                               
Категория: Пессимистические заметки | Добавил: pessimus (04.06.2010)
Просмотров: 656 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0