Коротко о разном - 8 Марта 2011 - "Записки от скуки" - pessimus
Среда, 07.12.2016, 00:49
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

"Записки от скуки"

Главная » 2011 » Март » 8 » Коротко о разном
20:11
Коротко о разном
       Очень приятно, когда в январе-феврале на небе появятся синие лоскутки и проглянет солнце как-то по особенному. Вдруг послышится дзиньканье синички.
       Часто вспоминается, когда во время работы в поле дашь лошади немного передохнуть, а она благодарно прислонится своей большой мордой к твоей груди. Хотя и понимаешь, что тем самым она спасает свой лоб от укусов комаров, но всё-равно на душе потеплеет от полного доверия животного. Приятно также, когда лошадь своими мягкими губами осторожно берёт кусок хлеба или сахара с твоей ладони.
        Испытываешь большую радость, когда неожиданно от совсем посторонних людей услышишь что-нибудь хорошее о человеке, которого тайно любишь.
       Ни с чем не сравнима радость увидеть сквозь лесные заросли озеро, к которому несколько часов шёл по едва заметной лесной тропе.
       Когда находишься один в лесу за много километров от жилых мест, рассчитывать приходится только на себя, на свои собственные силы. Бывает немного жутковато при мысли о том, что нечаянно можно, например, сломать ногу - тогда ситуация станет для тебя трагической. Лес стоит вокруг прекрасный, молчаливый и равнодушный - в нём идёт своя собственная жизнь, которой ты безразличен и неинтересен. Требуется некоторое мужество, чтобы поставить себя в такие условия, зато преодолев всё, чувствуешь себя обновлённым.
       Невозможно передать словами чувство, испытываемое при подходе к родной деревне, которую ты не видел уже много лет. Переживания нарастают постепенно по мере того, как места, которые проходишь, становятся всё более и более знакомыми. Наконец, знакомым становится каждый бугорок, каждое старое дерево. Кажется, что кукушка, голос которой слышится вдалеке, и та твоя старая знакомая.
       Очень приятно, когда после долгой дороги с мороза входишь в жарко натопленную избу. Тогда нет на свете желаннее запаха мясных щей, чугунок с которыми непременно стоит в русской печке.
       Мне всегда очень нравилось, когда в жаркий летний день в доме открыты все окна. Вдруг из сада залетает жёлтая бабочка и бьётся на оконном стекле. Слышны громкие голоса детей, купающихся в речке.
       В начале лета бывают очень славные вечера: воздух насыщен запахами леса, неподвижен и свеж. Слышен голос кукушки, где-то недалеко неторопливо повторяет свои трели соловей. Вдруг кто-нибудь включит динамики на полную мощность. Всё тонет в этих бешеных звуках. С досадой уходишь в дом.
       Очень приятно пройтись босиком по свежевспаханной почве или по траве, покрытой росой. Хорошо также ходить босиком по речному песку, нагретому солнцем.
       Всё сделанное людьми ничтожно перед созданием Творца. Если и стоит чем-то интересоваться, что-то изучать, то это не юриспруденция,  не автомобили, не компьютеры, не самолёты, не ракеты, не картины, не романы, не архитектура,  не музыка... - это только естественный природный мир, без которого человек вообще не способен существовать. Даже единственный цветок мать и мачехи  по большому счёту интереснее, чем целый город со всем его содержимым. Вообще все ценности относительны: Паустовский сказал: "даже на всю ослепительную красоту Неаполитанского залива я не променяю один ивовый куст на берегу Оки, мокрый после дождя". Такая шкала ценностей естественна для нормального человека; мне очень жаль тех людей, что считают иначе.
.....Так называемый "авангард" в живописи, в музыке, в театре, в балете, в кино и так далее на самом деле есть извращение и "творчество " ненормальных. Признание его прогрессом и "новым словом" означает, что человечество скатывается в идиотизм. Прав патриарх Кирилл, утверждающий, что эта культура не от бога, а от дьявола.
       По-моему, никогда не следует менять названия городов, деревень, предприятий и т.п. Подобные перемены оскорбляют память тех, кто эти названия давал. Напрасно переименовали Ленинград (хотя, конечно, это название было в своё время присвоено городу тоже зря). Ленинград пережил блокаду, в Ленинграде родились и прожили свою жизнь миллионы людей, о Ленинграде написаны книги, сложены песни. Под Ленинградом погиб мой отец в сорок первом. Я никогда не смогу называть этот город по нынешнему.
       Также глупо переименование милиции в полицию - как-будто название меняет что-то по существу. Чем ГИБДД лучше ГАИ?
       Я никогда не смогу использовать обращение "господин", кроме, разве что, в ироническом смысле. Обращение "товарищ" прекрасно, оно позволяет  сохранять чувство собственного достоинства. Зачем пытаться возвращать давно пережитую эпоху.
       Тёплое время года я провожу за городом, дом мой расположен посреди леса, в котором бывает полно ягод и грибов. Прошлой осенью, пожалуй уже в октябре, я решил сходить за клюквой. Меня сопровождали три собаки; они имеют хозяина, но он нисколько о них не заботится и потому собаки живут вольной жизнью и рады идти в лес с кем угодно. В полу-километре от дома мы встретили лося, он стоял как раз на нашей тропе. Собаки открыли яростный лай, но лось, казалось, не обращал на них ни малейшего внимания. Повернув голову он смотрел прямо на меня. Подойдя к лосю метров на двадцать, я крикнул: "разреши мне пройти!" Только тогда лось не спеша с достоинством отошёл в сторону. Возвращался обратно я уже под вечер с полным ведёрком клюквы. И на том же самом месте я снова увидел нашего лося. Собаки опять залаяли и лось спокойно пошёл в глубь леса по просеке.
.....В общем-то я не верю ни во что "непознанное" и таинственное, ничего подобного в жизни не встречал. И всё-таки был один случай, который я не мог объяснить и не понимаю до сих пор.
....Иногда у меня бывает такое настроение, что мне всё и все не интересны и хочется побыть в полном одиночестве, больше того - совсем отрезанным от остального мира. Тогда я иду в лес куда-нибудь подальше. Я спокойно могу быть один в любом лесу и в любое время. Знаю одного охотника, который может ночевать просто под ёлкой даже в самую позднюю осень. Правда он с собакой и с ружьём. Я же хожу и без собаки и без ружья и мне нужна хотя бы палатка, а ещё лучше охотничья избушка.
....И вот однажды я решил ночевать в одной такой избе, по нашим меркам  очень приличной и расположенной в удобном живописном месте. Это было в сентябре и ночи уже были непроглядно тёмными. Я пришёл туда довольно поздно. Поймал несколько окуней, затопил печку, немного привёл в порядок избу, сварил уху. Пока ужинал, стало совсем темно - свечки у меня не было. Прилёг на очень неудобном топчане и почти уже уснул. Вдруг меня разбудил какой-то звук. Он не был ни на что похож - очень низкое гудение, которое медленно повышало тон и усиливалось. Мне стало как-то не по себе. Есть такое правило в лесу, если что-то непонятно или даже кажется угрожающим, надо обязательно идти навстречу и выяснить, а не в коем случае не затаиваться от страха - это будет намного хуже.
....Я вышел из избы. Было сухо, небо заволакивала какая-то мгла, сквозь которую тускло просвечивали звёзды. Стало заметно холоднее, я подумал, что к утру может быть заморозок. И гудение всё время нарастало. Невозможно было понять, откуда идёт звук. Больше всего было похоже, что он рождается где-то глубоко под землёй. Наконец, гудение достигло максимума, имело высокий тон, как-будто где-то неподалёку разгонялся самолёт для взлёта. После этого громкость и тональность стали уменьшаться.и под конец гул превратился почти в низкочастотную вибрацию. Вибрировала сама земля - я отчётливо  чувствовал ногами. Не знаю, сколько это продолжалось - кажется минут пять или десять. Всё стихло и стал слышен глухой шум ветра в вершинах ёлок. Внизу была полная тишина и ни малейшего движения воздуха. Что-то плескалось на озере, как будто кто-то грёб вёслами на одном месте, вроде бы даже поскрипывали уключины, хотя я знал, что на озере нет лодки. Хотел было уже спустится к воде, но звуки стихли и наступила полная, тоже какая-то неестественная тишина. Чтобы хоть как-то рассеять мрак, подбросил дров в печку. Обратил внимание, что у меня дрожат руки.  Потом долго не мог уснуть, Нахлынули какие-то воспоминания, почему-то вспомнилось одно ясное летнее утро в троицын день, когда дом был украшен берёзовыми ветками и было ощущение полного счастья, пожалуй, больше не повторившееся в такой мере за всю остальную жизнь. В этой глухой мгле горько было сознавать, что тот далёкий ясный день никогда уже не повторится...
....До сих пор не знаю, что это было. Какое-то предупреждение? Но откуда оно и какой в нём смысл? А если это естественное явление, то какова его природа? Вряд ли когда-нибудь я получу ответ!

....Наверное, все помнят картину Поленова "Московский дворик". Давным-давно такие дворики исчезли навсегда. Подавляющее большинство современных людей на вопрос о том, хотели бы они пожить в таких условиях ответят категорическим отказом. Но если бы это предложили мне, я бы с радостью согласился. С огромным удовольствием я променял бы все современные города с их каменными джунглями и с квартирами при всех удобствах, все автомобили, мобильные телефоны, все самолёты и интернет на спокойную и разумную жизнь в старинном московском доме с уютным двором и запущенным садом.
 
       Мудро поступил Мухаммед, запретив правоверным вино и наркотики. Огромна трагедия христиан из-за того, что Христос сам пьянствовал со своими апостолами и заповедовал пьянку всем людям. Даже в церкви причащаются вином!
       Никогда не могу хотя бы из любопытства зайти в действующую церковь. Не могу поверить в искренность молящихся и это, должно быть, для них оскорбительно, а для меня очень "неловко.".
       С возрастом начинаешь невольно анализировать прожитую жизнь. Сколько там обнаруживается тягостного и тяжёлого! И как мало, в сущности, моментов, которые были вполне счастливыми. Пожалуй, их можно пересчитать по пальцам. Но я не хотел бы прожить свою жизнь снова. Вряд ли  в повторившихся обстоятельствах я поступил бы лучше, умнее. Но перематывать снова эту пёструю ленту нет ни малейшего желания, да и сил тоже. Только теперь становится понятно, почему не захотел старик разбить горячий камень в рассказе Гайдара.
       Чаще всего экранизации литературных шедевров бывают неудачны. По-моему вообще не следовало бы этого делать - каждый создаёт свой образ литературного героя, а кино этот образ навязывает (Болконский навсегда приобрёл образ Тихонова и от этого невозможно избавиться). Но есть примеры, когда кинофильм во много раз лучше литературного источника. Прежде всего это, конечно, Чапаев. Фильмы Тарковского Солярис и Сталкер смотришь с захватывающим интересом, хотя соответствующие рассказы ничем не выделяются в море подобной литературы. Великолепный мультфильм Медвежонок Пух создан на основе ничтожного текста какого-то американца. Это пример того, как хороший мастер может из чепухи сделать стоящую вещь. Но ни одна из множества экранизаций Буратино не смогла даже приблизиться к сказке, которой все в детстве буквально зачитывались.
       Критиками вознесена до небес книга Алиса в стране чудес Льюиса Кэрола. Там находят даже какие-то высокие математические идеи. Сильно сомневаюсь в этом. По-моему это просто какая-то глупая фантазия не совсем здорового ума. Достоинства этой сказки те же, что и у абстрактной живописи - то есть обычный случай коллективного помешательства. Ещё более глупа и бездарна книга о Гарри Поттере, которой уже присудили, кажется, все возможные литературные премии. Невозможно представить, как такую галиматью вообще можно читать.
       В последнее время появилась мода копаться в обстоятельствах обыденной жизни и времяпровождения разных деятелей искусства. Создана целая серия телепередач на эту тему. Мне кажется, это напрасно. Ничего хорошего об этих самых деятелях мы не узнаём. Чаще всего они проводили свою частную жизнь просто бездарно - в пьянстве, в разврате, в бесконечных взаимных склоках. Чего хорошего, если мы узнаём, например, что прекрасная актриса Серова в конце спилась. Или, что у Гурченко было то ли пять, то ли шесть мужей. Очень любят все, кому не лень, перебирать по косточкам жизнь Высоцкого. Из банального случая спившегося человека выводят целую философию, обвиняя во всём бывший тогда режим. Но кто скажет: если не было бы этого режима, был бы Высоцкий? Скорее всего нет. Работа в искусстве это одно, а закулисная жизнь совсем другое и не надо это смешивать. Ладно ещё, если деятеля уже нет в живых - "мёртвые сраму не имут". А копание в грязном белье живущих просто неприлично. Впрочем, большинство из них сами стремятся вытащить свои сомнительные дела на свет божий. Даже хорошо, если твоё имя полоскают все, кто хотят - чем больше скандала, тем больше популярность и, значит, больше денег. Кажется, нет уже ни малейшей детали из безалаберной жизни Алки Пугачёвой, о которой не знал бы весь свет. В конце концов, всё это просто противно. Справедливости ради надо отметить, что среди современных попсовых "звёзд" пожалуй только Пугачёва обладает по настоящему хорошим голосом. Не понятно, почему она перестала выступать. Раньше была телепередача "Серебряный шар", в которой ведущий с глубокомысленным видом рассказывал биографии всяких деятелей искусства, пытаясь изобразить их как неких гениев и небожителей, а между тем большинство из них были просто банальными пьяницами и развратниками.
       В Афганистане есть талибы. Не скажу, чтобы они были мне очень уж симпатичны, но одну их идею я вполне разделяю. Когда талибы были у власти, они ходили по домам и у всех без разбора разбивали телевизоры молотком. Очень разумно! Если бы разбить все телевизоры в нашей стране, моральная обстановка наверняка бы резко улучшилась. Кроме того, избавившись от "ящиков" люди занялись бы более полезными делами. Кто-то сказал, что телевидение - оружие массового уничтожения похуже атомной бомбы. Трудно с этим не согласиться.
      Иисус Христос воскресил Лазаря. Ну, а что стало с ним потом?. Видимо, Лазарю позже пришлось помирать второй раз? Услуга, по-моему, довольно сомнительная.
       Весной очень популярен берёзовый сок. Многие ездят специально за город в выходные дни для сбора этого сока. Но тут есть одно досадное обстоятельство. Обычно берёзе наносят топором (не умеючи) страшную рану. За день можно получить один-два литра. Но пораненная берёза всего за весну выделит не меньше пятидесяти литров, при этом весь остальной сок бесполезно стекает (приблизительно около двух недель) на землю. Ну, а берёза потом никогда уже не будет полноценным здоровым деревом. Специалисты получают сок с помощью бурава, собирают весь сок до капли и ранку специальным способом заделывают - урон берёзе наносится минимальный с максимальной пользой (правда, загнивание древесины к сожалению в любом случае неизбежно; следовало бы брать сок только с деревьев, предназначенных к рубке). Кстати, из берёзового сока получается великолепный квас, который потом можно пить в жаркое время лета. Нет никакого сравнения с покупными суррогатами.
      Ни с чем несравнимо удовольствие - половить окуней на утренней заре!
      В сущности, человеку для полноценной жизни надо до смешного мало (в сравнении с тем, что потребляет современный городской человек). Получается, что чем скромнее питается человек, чем меньшими материальными средствами он обладает - тем дольше живёт. Заключённые в сталинских лагерях (если они там не погибли) все живут очень долго. Долго живут и ветераны Отечественной войны, перенёсшие великие испытания. Простая жизнь при минимальных потребностях полезна для здоровья, способствует сохранению среды и природных ресурсов и, конечно, облагораживает человека.
       Теперь много говорят о стрессе, который, якобы, есть основная причина сердечно-сосудистых заболеваний и смертей на этой почве. Сомнительно! Представьте, какой стресс переживали люди на войне. Но те немногие ветераны, оставшиеся в живых, не чаще других умирают от инфаркта. Один мой старший товарищ по работе, прошедший всю войну от июня 41-го до мая 45-го, рассказывает, что на фронте он не помнит ни единого случая, чтобы кто-нибудь заболел хотя бы насморком. И это в зимние морозы, в окопах! Когда едешь в танке, говорит он, зад примерзает к сиденью и ничего, отогреешься и как ни в чём  не бывало. Видимо, человек способен мобилизовать огромные возможности, в обычной жизни не используемые. Я думаю, что попадание человека в ситуации, когда мобилизуются все резервы, полезно и для тела и для души, а существование в условиях полного "комфорта" современного города - губительно.
       На телевидении много передач, на которых без конца "перемывают кости" деятелям советского времени: Ленину, Сталину, Троцкому, Коллонтай и т.д. Никаких новых истин при этом не обнаруживается, молодым это неинтересно, а старикам давно всё надоело.
       Недавно мир пережил очередной "конец света", предсказанный экстрасенсами, астрологами, ясновидцами и прочими подобными шизофрениками и жуликами - современными "пророками". Всё это, конечно, полная чушь. Однако, то, что конец света для населения земли неизбежен - очевидный факт. Сопоставьте рост "антропогенной" нагрузки на окружающий мир в 19 и 20 столетиях - он увеличился во много (наверное, в тысячи) раз. Любой математик вам скажет, что подобные зависимости всегда имеют экспоненциальный характер, а это значит, что такое сравнение для 20 и 21 веков даст ещё во много раз больший результат, т.е. если в прошлом увеличение было в тысячу раз, то для будущего периода оно составит десять или более тысяч раз. Легко сообразить, что жизнь на земле в этих условиях со временем будет невозможна. Беспредельный рост численности населения и технический прогресс неотвратимо ведут к деградации природной среды и, соответственно, к неизбежной деградации человечества.
       Теперь много пугающих обывателя публикаций о том, что мир может погибнуть от природных катастроф, таких, как падение большого астероида или взрыв сверх-вулкана в Америке, Индонезии и др. Конечно, катастрофы эти возможны и они даже непременно будут, поскольку были в прошлом земли. Но никто не может сказать, когда это случится. Супер-вулкан в Америке взрывается раз в шестьсот тысяч лет. По оценкам он уже просрочил примерно на сорок тысяч лет и может взорваться даже завтра. Но, возможно, что он будет молчать ещё несколько десятков тысяч лет. Ещё реже падают на землю большие астероиды. Земле также может угрожать взрыв сверхновой звезды где-то в окрестностях нашего солнца, который тоже может погубить жизнь за секунды. Но это вообще очень большая редкость. В целом можно утверждать, что катастрофа обязательно когда-нибудь произойдёт, но вероятность того, что это будет в течение нескольких ближайших тысяч лет очень мала. Во всяком случае вероятность погибнуть в этих катастрофах в течение жизни каждого человека так ничтожна, что о ней нет смысла и говорить. Вероятность погибнуть в автоаварии, или в техногенной катастрофе, или умереть с голода от резкого изменения климата, или в банальных беспорядках вроде того, что происходит в арабских странах и т.д. да и вообще от всяких бытовых случайностей на много порядков выше. И со временем эта вероятность очень быстро растёт - и в этом главная трагедия.

..Ад для грешников — это более менее понятно: несчастных подвергают всяческим мучениям и издевательствам. И это действительно ужасно, если мученики эти знают, что попали они сюда навечно и их ужасные муки никогда не закончатся. Ясно, что это превосходит любые земные страдания, поскольку в жизни всегда где-то неподалёку маячит конец. Недаром говорится, что двух смертей не бывает, а одной не миновать. Все круги ада описал Данте, очевидно, что всё это придумать не представляло особого труда.

..Иное дело рай. Нет никакой возможности придумать картину жизни людей в раю. Где-то я раньше видел рай в изображении какого-то художника. Был нарисован красивый пейзаж в ясный летний день. Порядочная группа мужчин и женщин располагалась в центре. Все в нарядных праздничных одеждах. Некоторые сидят в свободных позах, другие стоят или прогуливаются не спеша. В середине расположен большой стол, на котором всевозможные фрукты. Двое людей, тоже празднично одетых, несут большую корзину со спелым виноградом. Видимо, там работа необязательна, но для развлечения можно пособирать плоды. Поскольку невозможно придумать райские фрукты, то на картине всё те же яблоки, груши, сливы, виноград и так далее. Видно, что все увлечённо беседуют о чём-то. В сторонке на зелёной траве гуляют животные, разумеется вместе пасутся барашки и львы. Ну, барашки щиплют травку, а вот чем, интересно, питаются львы?  Что и говорить, картина весьма благостная с точки зрения земного обывателя

..Однако, если вдуматься, то ведь всё это полная чушь. Мне и на земле-то подобное времяпровождение кажется никчёмным, а если учесть, что там такая жизнь должна продолжаться бесконечно, то, пожалуй, это и не лучше ада в изображении Данте. Если в раю ничего не происходит, то о чём там можно беседовать? Да и вообще, если люди оставляют свою бренную оболочку на земле, то при чём тут праздничные одежды и яблоки с грушами Но тогда, что же должны делать наши души в раю? Говорят — спасутся те, кто верует и живёт по Христу. Но что значит спасутся? Что они получат в награду? Я думаю, можно бы присудить нобелевскую премию тому, кто смог бы придумать правдоподобную картину рая.

..Вот у индусов всё намного проще — человек бесконечно перерождается из одной сущности в другую. Но самое-то смешное в том, что очень большие праведники могут прервать эту цепь перерождений и уйти в небытие. Это и рассматривается, как высшая награда. То-есть то, что в христианстве - величайшее поражение (уйти в небытие), у индусов является высшим благом. Я думаю, что индусы всё-таки лучше поняли суть дела.

       Люди часто страдают от бессонницы - это рассматривается, как болезнь. Но если разобраться, бессонница - подарок, ведь если тебе не спится, то можно заняться любимым делом. Мне, например, очень нравится ночью, когда в мире царит покой (в городе, конечно, относительный), порешать какую-нибудь задачу, почитать, посидеть за компьютером. Страдают, видимо, те, кому нечем заняться и кто в одиночестве не может и не способен к труду.
       Большинство (нормальных) людей болезненно воспринимают убийство любого животного. Для меня, например, большая проблема зарезать хотя бы курицу. Но мы очень спокойно относимся к ловле рыбы, подвергая её, между прочим, мучительной смерти. А ведь рыба - такое же животное. Неужели тут всё дело в том, что рыба - нема. Интересно так же, что церковники во время поста в некоторые дни разрешают есть рыбу при полном запрете мяса. В чём тут разница - они и сами, должно быть, понятия не имеют.
       В деревне всегда любили частушки, их пели по самому разному поводу, чаще всего в порядке соревнования на остроумие и смелость. При этом никогда не предполагалось, что основную идею частушки, часто весьма радикальную, исполнитель обязательно сам разделяет. Просто "из песни слова не выбросишь".
............Голубые шарики
............Далёко укатилися.
............Подруга пой, не унывай,
............Не унывать родилися.
     Эта частушка была любимой у одинокой, очень некрасивой, с необъятной талией женщины. Звали её Матрёна, а на практике Мотя или, вообще, Мотька. Голос у ней был очень низкий, почти бас.
............Девки пейте-ка вино,
............Сорок градусов оно.
............Холостого иль женатого
............Любить-то всё-равно.
       После войны в деревне были практически одни вдовы. Именно они и пели эту частушку, так сказать, юмор сквозь слёзы.
............Разрешите поплясать,
............Разрешите топнуть,
............Неужели подо мной
............Половицы лопнут.
       Любила петь и плясать разбитная вдова Ефимия (в деревне называли Офимья), про таких как она говорили "кровь с молоком".
............Меня милый не узнал,
............Пень берёзовый обнял,
............Думал в кофте розовой,
............А это пень берёзовый.
     (говорили "берёзовой"). Великое множество частушек знает моя сестра. Интересно, что авторы частушек как правило никогда не известны, так как разглашать авторство было не принято.
       У всех народов без исключения в языке имеются нейтральные формы обращения к собеседнику: синьор, синьора, синьорита, мадам, мсье, мистер, миссис, мисс, сэр, мэм, пан, пани и т.д. И только в русском языке в советское время старые формы обращения были утрачены, хорошее в принципе слово товарищ на бытовом уровне не прижилось (возможно потому, что у него нет формы женского рода), в результате в обиходе люди используют - мужчина и женщина, что, конечно, очень некрасиво и даже, пожалуй, неприлично. Теперь вернули обращение господин, но наверняка в быту оно тоже никогда не приживётся. Писатель Солоухин ратовал за возврат к старинной форме сударь и сударыня, вместе со своими друзьями они даже пытались на практике вводить в обиход эти слова, но безуспешно. По-моему очень жаль, ибо слова сударь и сударыня действительно очень красивы, исконно русские и несут в себе оттенок уважения и благородства.
       У нас в леспромхозе после войны было много украинцев: высланные, вербованные. Говорили они на украинском, но их речь легко понималась, т.е. не было ни малейшей трудности с переводом. Большинство потом уехало обратно, но многие остались навсегда и постепенно перешли на русский с небольшим акцентом. Также и известные песни на украинском "Дывлюсь я на нэбо", "Ридна маты моя", "Черемшина" и т.д. понятны без перевода. Да и стихи Шевченко для русского понятны. Но когда слышишь по телевизору речи и интервью нынешних украинских политиков, невозможно понять ни слова. В чём же тут дело? Или существуют разные украинские языки?
       Кажется непостижимым запоминание сотен китайских иероглифов. Я не смог запомнить начертание хотя бы двух штук. Как можно удержать в памяти все эти штрихи и мазки, из которых состоят эти знаки? Как можно научиться воспроизводить их? Или может быть эти трудности характерны только для меня? Я и раньше обращал внимание на то, что воспроизвести хотя бы простейший пейзаж на рисунке по памяти для меня труднейшая задача.
       Теперь очень модно увлекаться всякими диетами: для похудения, для излечения всяких болезней, для повышения жизненного тонуса и т.д. Есть много специалистов в этой области (называют себя диетологами). По мне всё это полная чепуха. Убеждён, что главное правило питания - есть всё, что тебе нравится, но только тогда, когда  кушать действительно очень хочется. Для этого нужна всего лишь физически активная  жизнь. Зарядки и пробежки по утрам, хождения пешком на работу и тренировок по часу в спортзале недостаточно. Наилучший образ жизни - тяжёлый физический труд вроде косьбы травы литовкой, или копания канавы лопатой. После нескольких часов такой работы  полезна любая еда. Правда, блюда вроде шашлыка с пивом, это всё-таки излишество, а всякие излишества вредны. Вообще, мясо нельзя совсем исключать из рациона, но есть его как можно меньше - очевидная истина. Быть гурманом - большая глупость. Следует всегда помнить о том, что чем скромнее ты питаешься, тем дольше живёшь.
       Горький утверждал, что "хорошие люди редки, как фальшивые деньги". Я бы к этому добавил, что красивые люди встречаются ещё реже. В этом достаточно убедиться, внимательно рассмотрев людей, например, в автобусе, в кино, где-нибудь на собрании, на демонстрации и в любом другом людном месте. Большинство людей просто безобразны, особенно мужская часть, среди которых теперь преобладают битюги с огромными животами, накаченными пивом. Практически, красивые встречаются только среди молодых девушек, да и то весьма редко. Говорят, человека украшают душевные качества. Чепуха, физически безобразный человек противен и ничем это не компенсируешь. У меня есть соседка - 80-летняя старуха (она побывала в немецком концлагере для детей). Летом я почти всё время живу за городом, на даче. Однажды я приехал в город и встретил её на улице. Решили нас навестить? - спросила она, а потом добавила: вы правильно делаете, что живёте в лесу, зато вы не видите этих рож. Я посмеялся, а потом невольно согласился с ней. Действительно, живя в городе постоянно наблюдаешь вокруг себя рожи, которых "век бы не видеть". Кстати в телевизоре этих рож ещё больше и они ещё отвратительнее, поскольку показывают их крупным планом. После печально известного ГКЧП, ярые борцы за "демократию", радуясь своей победе, долго потешались над неудачниками - ГКЧПистами. Как-то на телепередаче один из них воскликнул: а вы обратили внимание, какие у них были рожи! Конечно, Язова красавцем не назовёшь. Но среди самих "демократов" рож было более, чем достаточно. Например, рожа Бовина, который на знаменитой пресс-конференции задал вопрос Стародубцеву, над этим вопросом потом потешались долгое время; вряд ли она приятнее "рожи" Язова. А уж рожа, пожалуй самой активной, "демократки" Новодворской вообще "страшнее смертного греха", не дай бог её увидеть к ночи.
       Раньше многие люди верили во всякие чудеса (теперь, кстати, мракобесие возвратилось на новом уровне). В деревне многие верили, например, в лешего. Считали, что если человек заблудился в лесу, то его "заморочил леший". Может даже не то, чтобы верили всерьёз, а просто на всякий случай остерегались его. Помню моя бабушка рассказывала такую историю: ходили они компанией в лес по ягоды. Считалось, что когда ты в лесу - лешего лучше вслух не поминать, а то бог его знает, что может случиться. И вот один парень (видимо уже тогда не очень верующий в чудеса) нарочно стал громко кричать: "леший, леший!" (бабушка говорила так: "лешой, лешой"). "Лес-то сразу зашуми..ит", рассказывала бабушка, понизив голос. На парня сразу все закричали: "что-ты, что-ты, замолчи сейчас же!".
       Кстати, в нашей деревне народ никогда не был очень уж верующим. Не было там и староверов, которые отличаются своим фанатизмом. Люди старались исполнять религиозные обряды (при рождении ребёнка, при похоронах, в церковные праздники и т.д.) только, так сказать, на всякий случай, разумно полагая, что хуже от этого не станет. Мой дед перед смертью распорядился не ставить на могиле крест, а соорудить пирамидку со звездой. При жизни он был далёк от коммунистических идей и жил, в общем-то, как христианин, поэтому его решение было не вполне понятно. Однако, волю его исполнили.
       Всякие блага не однозначны. Сейчас каждый может купить так называемый GPS - прибор для ориентации на местности. Вещь, конечно, очень удобная для тех, кто много ходит по лесам. Тут не нужны никакие навыки работы с картой и компасом, например. Но есть и оборотная сторона. Удалённые лесные массивы и водоёмы становятся доступны для любого профана и там теперь шляются "все кому не лень". А там, где много случайных людей - безжалостно уничтожается естественная среда.
       Правительство приняло постановление о "развитии" заповедных территорий. Предполагается, что там будут построены дороги, гостиницы и т.д. для туристов, с тем, чтобы из заповедников тоже можно было извлекать доход. Боюсь, что это огромная ошибка. Нетрудно убедиться, что там, где хорошие дороги, природа обречена. Не знаю, может быть в других странах туризм и не наносит большого ущерба, но только не у нас. Флора и фауна нормально развиваются только там, где людей вообще никогда не бывает. А если по территории проложена "туристическая тропа", по  которой за день проходят сотни людей, то это уже не лес и не природа, а нечто совсем другое. Чем больше будет в заповедниках охраны, тем больше будет там шататься всякой сволочи (охотников, рыбаков и т.д.), попадающей туда за деньги. По мне так лучше было бы в заповедных зонах вообще уничтожить всякие дороги и сжечь все постройки в округе.
       Мой старший брат утверждает, что всех людей можно разделить на две категории. Если надо поднять и перенести тяжёлое бревно вдвоём, то одни всегда подойдут к комлю, а другие - всегда к вершине. Действительно, среди моих знакомых найдутся люди того и другого сорта.
       Древние строители вырубали огромные каменные блоки, придавали им правильную форму, часто шлифовали поверхность до блеска, а потом перетаскивали их на большие расстояния и устанавливали в сооружение, например, в пирамиду. Утверждают, что всё это делалось с помощью бронзовых и каменных инструментов. Трудно в это поверить. Остриё бронзового зубила расклепается после двух-трёх ударов, а с помощью камней вряд ли что-то можно сделать. Недавно я видел передачу, в которой группа энтузиастов решила добыть каменный блок в одном из старых карьеров Египта с помощью каменных орудий. Бригада из десяти человек за целый день работы смогла прорубить на поверхности камня бороздку не глубже пяти миллиметров. На следующие пять миллиметров у них уже ушла бы целая неделя, а затем работа вообще бы застопорилась. А как можно отделить глыбу от основания с помощью каменных орудий - вообще невозможно представить. Кто сомневается в этом пусть возьмёт гранитный камень размером хотя бы с кирпич и попробует придать ему правильную форму и отшлифовать. Я с использованием механического наждака (конечно, без алмазной крошки) сумел отшлифовать грань камня не больше двух квадратных сантиметров за два часа работы. Создаётся впечатление, что древние должны были иметь какую-то механизацию и алмазные пилы. Без сомнения, они владели какими-то знаниями, которые впоследствии были утеряны.
       Острое чувство тоски и жалости появляется, когда заходишь в брошенный хозяевами деревенский дом (таких домов в северных деревнях полным-полно). Как правило, уезжая в город, люди бросают всё. В доме лежит всякая утварь, без которой деревенская жизнь не мыслима, лежат школьные учебники, тетради и дневники живших тут когда-то детей, игрушки, сломанные санки и лыжи. На стенах висят всеми забытые фотографии нескольких поколений жившей тут семьи - молчаливое свидетельство того, что современный русский человек абсолютно равнодушен к своим предкам, к своей истории, а, значит, и к своей стране. Рассматривая всё это ощущаешь щемящую жалость и чувство вины перед теми, кто на этих фотографиях. Ведь они жили с надеждой на совсем другое отношение потомков к ним и к тому, что ими было создано. Такую же невыразимую горечь испытываешь на старом кладбище, оставленной жителями деревни. 
       На телевидении есть передача "кто хочет стать миллионером". Иногда там участвуют известные люди и порой демонстрируют поразительное невежество. Так весьма популярные артисты (не буду называть имён) не знают, что такое японская танка и не имеют понятия, что такое сакура. Это означает, что они ни разу не поинтересовались японской национальной культурой. Я думаю нет ни одного классического японского произведения, без танка и без упоминания сакуры. Мне кажется, каждый деятель культуры должен бы прочитать хотя бы "Ветку сакуры" Всеволода Овчинникова. Вероятно, эти люди также ничего не знают о китайской, древнегреческой , индийской культуре. Быть работником культуры и не прочитать "Махабхарату"! - в голове не укладывается. Впрочем, в одном случае я назову и фамилию, поскольку случай этот меня не только возмутил, но даже в каком-то смысле оскорбил. Играли "юморист" (в просторечии придурок) Семён Альтов и незнакомая мне артистка. Вопрос был о том, где находится "скамья Онегина". Среди ответов, естественно, был правильный ответ Тригорское. Выяснилось, что они не только не знают ответа, но хуже того - артистка спросила Альтова что такое Тригорское и тот, подумав, ответил: наверное, местечко. Так и хочется воскликнуть по примеру моей бабушки: О боже! Царица небесная!!!
       Уверен, что жизнь в деревне намного содержательнее и полезнее, чем в городе. Возражают, что человек в деревне раньше был вынужден непосильно много трудиться. Но почему непосильно? Наоборот, тяжёлый физический труд сохраняет здоровье, а безделье - губит. Говорят, что средняя продолжительность жизни была намного меньше. Но это только потому, что практически не было медицинского обслуживания и люди часто умирали от болезней, которые теперь легко вылечиваются (например от аппендицита). Но многие, причём чаще всего из тех, кто, как говорили, жаден до работы, жили очень долго. Я помню старика, которому было уже за 80, но он  ещё активно трудился в колхозе на самых тяжёлых работах. Звали его Михайло Ильич. Он купил в сельпо портрет Маркса и повесил у себя, говоря всем, что это он сам. Действительно, был очень похож - такая же копна волос и гигантская борода. Как сейчас вижу, как он, казалось бы без видимого усилия, поднимает на вилах огромную копну сена, подавая её на высоченный зарод.
       Теперь усиленно пропагандируется тезис о том, что главное в жизни это материальный достаток (т.е. деньги), семья, дети. Нет, этого недостаточно, главное всё-таки не это. По-моему самое главное - это прожить свою жизнь честно, порядочно, "не отнимая кусок у другого для того, чтобы самому иметь два". Ведь и для волчицы - главное, чтобы было хорошее логово и как можно больше мяса для её детёнышей. Но люди не волки и не должны жить по волчьим законам (по которым живёт теперь весь мир). Жизнь скоротечна и в потусторонний мир с собой ничего не унесёшь, а дети и внуки приносят радость исключительно только пока маленькие. Как только они вырастают, возникают проблемы, взаимное отчуждение и чаще всего от потомков родители получают одно только горе. Человечество должно ограничить свою потребительскую ненасытность, если только оно намерено просуществовать ещё хоть немного.
       У нас в деревне многие (не все) не ели курятины, я до сих пор не знаю, чем это объяснить. Моя мать категорически не могла даже выносить её запаха. Когда мои сёстры уже уехали из дома, они привыкли к этому мясу и приезжая в отпуск домой иногда покупали куру. Мать отказывалась её варить и позволяла приготовить курятину только в той посуде, которой сама не пользовалась. Между тем лесной дичью (тетерева, рябчики...) она не пренебрегала. Кстати, я хоть и не отказываюсь от куриных блюд но ем без особого удовольствия, видимо потому, что не была привита привычка с детства. Не очень люблю я и всякую охотничью дичь.
       Теперь всякие "обозреватели" и "учёные - гуманитарии" без конца проклинают большевиков, которые якобы обманули и ограбили русский народ. Пусть так, но, по крайней мере, никто не будет спорить, что вожди большевиков были личностями, не чета нынешнему поколению политиков. Но как мог русский народ позволить ограбить себя ничтожествам вроде Бориса Березовского?!
       Удивительно устроена наша память. Например, я часто вспоминаю один эпизод, когда я ещё учился в начальных классах. В конце марта - в начале апреля, когда у нас ещё лежат снега, часто бывает замечательная погода: ослепительно сияет солнце сгоняя снег, на пригреве уже довольно тепло, хотя в тени за домом ещё отрицательная температура. При южном ветре в воздухе уже ощущаются запахи цветущей весны, перемешанные с запахом тающего снега. Создаётся какое-то тревожно-радостное настроение, с улицы не хочется уходить. Я помню, как в один из таких дней мы с моим другом Алькой сидим на крыше крылечка дедушкиного дома и играем в шашки. Снег на крыше уже стаял и доски, на которых мы сидим, тёплые от солнца. Шашки эти сделал мой старший брат, который уже уехал учиться в школе ФЗО (интересно современные подростки знают, что это такое?). Шахматные клетки нарисованы на куске фанеры, а на свободном её краю нарисован журавль, вытаскивающий кость из пасти волка (по известной басне). Брат мой не плохо рисовал. Шашки представляют собой колечки, отпиленные от круглой ветки, чёрные покрашены синими чернилами. Одной шашки не хватает и её заменяет большая пуговица, которую Алька нашёл на снегу и положил в карман на всякий случай. Во дворе дед вытёсывает топором полозья для саней - по этой части он был большой мастер, а бабушка в избе у окна ткёт холст на ткацком станке (я прекрасно помню все операции по наладке станка и по всему рабочему процессу). Всё это я и теперь вижу, словно наяву, хотя уже давным-давно нет деда и бабки, не ходит больше по земле и Алька, на месте крылечка и самого дома растёт одна крапива, да и самой деревни уже нет и в помине, а то место, где она стояла, уже зарастает лесом. Всё это осталось только в моей памяти и исчезнет вместе со мной.
       Но скажите: зачем я всё это помню? Говорят, память создана для накапливания полезного опыта. Какая тут мне польза от такого опыта?
.....В интернете нашёл инструкцию по сборке машины:
1.Детали механизма должны соединяться без особых усилий.
2.Постоянно помните, что механизм, который вы собираете, вы сами же и разобрали.
3.Имейте в виду, что если что-то не соединяется, то на это обязательно должна быть                               какая-то причина.
4.Ни в коем случае не пользуйтесь молотком.
5.Если некоторые детали оказались лишними, то не спешите их выбрасывать - скорее всего они вам ещё потребуются.
.....В деревне была одна пожня (сенокос), которая называлась Пузыриха, и была знаменита тем, что как только на ней начинали убирать сено, хорошая погода сменялась на дождливую. Все в этом были настолько уверены, что когда сенокос продвигался по лугам вдоль реки, Пузыриху временно пропускали, чтобы не испортить сухую погоду, столь желанную во время сенокоса.
 
...На свете мало красивых людей. Тем не менее я встречал в своей жизни несколько очень красивых женщин, пленивших меня с первого взгляда. Помню их я и теперь.
...Тогда я учился в десятом классе. Школа десятилетка была в лесном посёлке Усть-Ваеньга в двадцати километрах от нашей деревни. Все «иногородние» жили в интернате, а точнее в четырёх-квартирном щитовом домике, какие очень тогда были  распространены в лесных посёлках. 
...Однажды мне довелось ехать по узкоколейной лесовозной дороге. Для рабочих и жителей отдалённой деревни по дороге ходил «пассажирский поезд», состоявший из двух вагончиков, в которых были поставлены дощатые скамьи. Поезд шёл за рабочими и в сторону лесосеки я ехал сначала в полном одиночестве. В каком-то месте вагон остановился и зашла ещё одна пассажирка. Это была девушка года на два-три старше меня. При первом же взгляде я был поражён её удивительной красотой: стройная фигурка, роскошные каштановые волосы, открытый и доверчивый взгляд. Впрочем, очень трудно описать её внешность — тут нужен поэтический дар. Ехать нам предстояло больше часа, паровозик едва тащился, вагон качало не хуже, чем пароход при шторме. Естественно, мы стали разговаривать и познакомились. Её звали Наташа. Оказалось, что она из Ленинграда, закончила какое-то училище и оказалась в этом леспромхозе, а ехала в лес по своей работе. Она мне рассказывала про Ленинград, в котором я, конечно, ещё не бывал, а я не переставал удивляться её красоте, которую нисколько не портила даже её рабочая одежда.
...Иногда мы с товарищами ходили в поселковый клуб и я встречал там Наташу. Мы несколько раз танцевали и в нарядном платье она казалась мне просто божественной. Потом учёба закончилась и я уехал в свою деревню. Кстати, зимой в Усть-Ваеньгу и обратно я обычно бегал на лыжах почти на каждое воскресенье, а весной приходилось ездить на пароходе. Летом надо было готовиться к экзаменам в институт и Наташа казалась уже далёким прошлым. Каково же было моё удивление, когда однажды увидел её в нашей деревне. Она стояла с одним местным парнем лет на пять старше меня, они о чём-то разговаривали. Парень этот мне никогда не нравился и казалось странным и обидным, что она была именно с ним. Вечера мы всегда проводили в нашем клубе и к моей радости Наташа тоже пришла туда. Она была одна и мы опять танцевали под патефон, вспоминали наше путешествие и я не отходил от неё ни на шаг весь вечер. Жизнь казалась восхитительной!
...К сожалению, через день или два мне уже надо было ехать в город. Больше я Наташу никогда не видел и не имел никакого понятия о её дальнейшей судьбе. Однако, иногда я вспоминал её необычную красоту и тот радостный вечер в нашем убогом деревенском клубе. И вот недавно, когда прошло уже почти пятьдесят лет, случилось одно обстоятельство, напомнившее мне о Наташе. Я узнал что она вышла замуж за того самого парня, по моему мнению не стоившего даже и одного её мизинца. Вместе они прожили меньше года — Наташа просто сбежала. Узнал я также, что она куда-то уехала, а потом был слух, что вскоре умерла. Поразительно, насколько сильно эти сведения огорчили меня. Я переживал так, как-будто всё это было не много лет назад, а буквально вчера. Да и сейчас я словно вижу её наяву, чувствую тепло её руки, слышу её голос, помню даже запах её волос… Опять и опять я с горечью повторяю про себя: что же ты, Наташа, так плохо, так неумело распорядилась своим божественным даром?
 
 
.....У меня была крёстная мать Ксения - двоюродная сестра моей матери, одинокая (муж погиб на фронте, детей не было); для меня словно вторая мать. Она очень многое помнила из истории нашей деревни, о нашей многочисленной родне. Жалею теперь, что я тогда не очень интересовался этим, надо было все её рассказы выслушать и записать, но что теперь поделаешь?
.....В войну и в послевоенные годы женщин нашей деревни зимой заставляли работать на лесоповале - требовалось "больше леса стране". Естественно, что Ксения с моей мамой работали в паре, двуручной пилой (дровянкой по нашему) спиливали деревья. Сейчас даже трудно представить, как две худеньких, невысоких женщины в возрасте около сорока лет, полуголодные могли справляться с такой работой, которая не по силам даже современным избалованным бездельем городским мужчинам во цвете лет. При валке ничего не стоит уронить дерево не совсем в том направлении, куда надо. Если при этом срубленное дерево попадает на соседнее и повисает на нём, говорили, что "лесину посадили". Такое случается часто и уронить на землю "посаженное" дерево бывает очень трудно. Помню, как мама  неоднократно рассказывала об одном таком случае. Когда у них с Ксенией "лесина" зависла, они, не имея сил её уронить, решили спилить соседнюю огромную сосну, повалив её на зависшее дерево. Рассчитывали, что при ударе ветки обломятся  и всё рухнет на землю. Однако, так не получилось, а, наоборот, сосна также повисла. Ситуация становилась просто трагической. Получилось что-то наподобие ловушек, называемых у нас слопцами, которые ставили охотники на мелких, а то и на крупных зверей, включая даже и медведей, когда падающий груз убивал животное. Ничего лучшего работницы не смогли придумать, как спилить ту елку, на которой всё держалось. Это было крайне опасно: надо было уловить момент, когда всё начнёт валиться и успеть выскочить из-под падающих деревьев - этого самого слопца. Вдвоём они подпилили ёлку и когда приблизился момент падения, Ксения сказала моей матери: "Фёкла, ты отойди - у тебя четверо детей, если нас убьёт, они пропадут. Буду допиливать одна, у меня никого нет и плакать по мне будет некому". Она одна закончила дело и всё-таки в последний момент успела отскочить в сторону, оставив, правда, под упавшими деревьями пилу, которую они потом с большими трудностями смогли оттуда вытащить, чтобы продолжить работу. Вот какая была моя крёстная мать! Где теперь найдёшь подобных людей?

 

 
Просмотров: 398 | Добавил: pessimus | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0