Пятница, 29.03.2024, 00:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

"Записки от скуки"

Главная » 2010 » Июнь » 8 » Рыбалка с "лучом".
00:44
Рыбалка с "лучом".
     Два способа рыбной ловли считаются особенно варварскими и теперь запрещены: самоловами (осетровые породы рыб цепляются за крючья какими угодно частями тела) и острогой. При самоловах много рыбы срывается с крючков и уходит покалеченной. При ловле острогой также можно только поранить рыбу, но, вообще-то, это бывает редко. Во всяком случае, запрет оправдан при нынешнем оскуднении водоёмов.
     Однако, раньше, если бы моему деду сказали, что бить рыбу острогой нельзя, он бы очень удивился, так как этот способ применялся с незапамятных времён, а рыбы меньше, конечно не становилось. Так, что с наступлением тёмных ночей (примерно с середины августа) мы с дедом без каких-либо угрызений совести отправлялись ловить рыбу "с лучом". Способ этот заключался в следующем: на носу лодки укреплялась металлическая рогулина, называемая козой, на которой разводился костёр из сухих и смолистых поленьев. При неровном свете этого "луча" на неглубоких местах можно видеть дно реки. Рыба, почему-то не пугается и подпускает лодку близко, если, конечно, вести себя очень тихо. Я осторожно толкал лодку шестом, а дед бил рыбу острогой: налимы, щуки, хариусы (у нас называли харюза), язи. За два-три часа мы набивали большую корзину с двумя ручками (пестерь по нашему), так что нести её надо было вдвоём на шесте.
     Речка наша была полна рыбы. Правда, сёмга почему-то к нам не заходила, хотя недалеко от нас в такой же речке её ловили в больших количествах. Рыбу ловили все кому не лень и любыми способами. Самый-то добычливый способ, конечно, сетями, но сети были далеко не у всех. Мы в детстве били налимов просто вилкой, бродя по мелководью среди бела дня. Надо внимательно присматриваться к каждому камню или коряге на дне, возле которых любят стоять налимы. Другая рыба так близко днём ни за что тебя не подпустит.
     Осенью применяли ещё один варварский способ рыбалки. По первому льду, когда он ещё прозрачный, можно также подойти близко к стоящей щуке или налиму. По льду над рыбиной бьют деревянной колотушкой и щука или налим моментально переворачивается вверх брюхом. Затем надо быстро прорубить лёд топором и схватить рыбину рукой, пока она не ожила и не сбежала. Много таким способом не поймать, но на уху можно.
     В последнее время река наша совсем обезрыбела. Я несколько раз специально ходил по мелям и не видел ни одного налима. Почти совсем нет и других пород. Сохранился, почему-то только хариус в небольшом количестве. А ведь деревни теперь нет и там никто уже давно не рыбачит. Непонятна причина исчезновения рыбы. Речка вытекает из лесного озера и течёт на протяжении примерно тридцати километров по тайге. Ни на озере, ни на реке нет ни одного населённого пункта, так что о загрязнении стоками не может быть и речи. Возможно из-за вырубки лесов в бассейне речки изменился характер течения. Раньше были глубокие омуты, где мы иногда при купании никак не могли достать дна. Теперь везде одинаково мелко.
       Старики рассказывали, что когда-то в нашей речке можно было добывать речной жемчуг. Он, конечно, мелкий и не ценится высоко, но крестьяне любили им украшать свои наряды, например, кокошники. Исчез жемчуг давно, очевидно просто был истреблён из-за неограниченного лова. Водились также и раки и я ещё сам помню, как сын наших соседей Василий, приезжая летом на каникулы (он учился в городе в лесотехническом институте), иногда вылавливал двух-трёх раков и мы специально бегали смотреть их, так как сами никогда в реке их не видали. Вскоре раки тоже исчезли навсегда. Василий этот был очень заядлым и умелым рыбаком. Пожалуй он один только мог бить щуку острогой среди бела дня. Щуки любят стоять у берега в траве и надо осторожно подойти и бросать острогу с высокого берега издалека. Только при очень метком броске можно надеяться на удачу. Я как сейчас вижу, как он демонстративно несёт большую щуку на остроге, перекинутой через плечо.
       Мне Василий очень нравился. Он всегда одевался по городскому и держал себя со всеми очень независимо и корректно. Мня он часто приглашал к себе в дом и иногда чем-нибудь угощал. При этом он беседовал с детьми всегда как с равными и мне это очень нравилось. Кроме всего прочего у него был трофейный аккордеон (он был на фронте и был контужен снарядом, поэтому вернулся домой ещё до конца войны и остался жив среди очень немногих, правда и мобилизовали его из института, поэтому он среди наших мужчин, почти всех погибщих, не числился). Василий любил выйти на улицу со своим великолепным аккордеоном и играть, сидя на большом камне, лежавщем около их дома. Играл он, по правде, неважно, пожалй только одну какую-то мелодию, незнакомую нам. Но зато сами звуки аккордеона, не сравнимые с деревенскими гармошками, всегда приводили меня в восторг.
       Но самой доступной для нас ловлей было ужение на удочку пескарей. В деревне их называли пескозобами (точнее даже просто искозобами) и водились они большими стаями. Надо было очень смирно стоять где-нибудь у песчаной косы и тогда можно было наблюдать, как они тихо выходят из глубины на песчаную мель. Закидываешь удочку прямо перед ними и наблюдаешь, как пескарь подходит к наживке и заглатывает насадку. Рыбка эта, хоть и не крупная, зато очень вкусная, особенно запечёная в рыбнике. Пескозобы также исчезли из речки одними из первых.
 
                                                                  
Просмотров: 595 | Добавил: pessimus | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: