Четверг, 25.04.2024, 19:01
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Август 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

"Записки от скуки"

Главная » 2010 » Август » 30 » Русская песня
20:21
Русская песня
       Борис Штоколов уже перед своей кончиной в телевизионной передаче сказал, что русская народная песня по глубине и силе превосходит любую оперную арию и во всём музыкальном мире нет ничего равного ей. Великий артист был абсолютно прав. Когда я слышу, например, песню "Не одна во поле дороженька" в исполнении Д.Хворостовского, душа моя замирает и трепещет, во мне пробуждается ощущение того главного, что составляет суть русского человека. Не зря именно эту песню исполнял Яков в рассказе Тургенева "Певцы". Плохо, что талантливые исполнители редко поют народные песни, да и выбор их очень скуден. Предпочитают итальянские. Песни эти, конечно, хороши, но зачем они нам? Бесконечно жаль, что современное поколение утратило интерес и саму способность воспринимать родную песню, променяв всё на импортный суррогат.
       Вспоминается замечательное многоголосное исполнение народных песен моими земляками в маленькой деревушке, затерянной в тайге. Большим талантом обладала тётка моей матери Настасья. Я запомнил её уже в возрасте лет шестидесяти или даже больше. Жила она со своим стариком (детей у них не было) на краю деревни в аккуратном домишке, всегда блиставшем чистотой и порядком. Была небольшого роста, полноватая, я бы даже сказал несколько рыхлая, ничем внешне непривлекательная. Говорила тихим голосом и на обществе всегда больше молчала, не встревая в разговоры или даже перебранки, обычные в чисто женском коллективе (после войны мужчин в деревне почти не было).
       Как сейчас вижу обычную сцену: лето, сенокос, бабы сгребают сено, мы, подростки, свозим его к стогу, где два старика укладывают (у нас говорили мечут) длинными деревянными вилами в копну. Жарко, оводы и комары. Наконец, наступает долгожданный перерыв - обед. Уже сварен в общем котле суп из колхозного барана или телёнка, которого разрешали убить к сенокосу. Пообедали, отдыхаем. Женщины тихо беседуют: обычно кто-нибудь жалуется на свою горькую судьбу, все сочувствуют, утирают слёзы, время было тяжёлое, в деревне, пожалуй, даже хуже, чем в войну.
       Через какое-то время  кто-нибудь обязательно говорил: что мы, жёнки, всё горюем, давайте споём, Настасья начинай! Надо сказать, что большинство старинных песен исполнялось так: запевающий (обычно первым голосом)исполняет первую фразу или часть её, затем вступает хор, а в самом конце последнюю ноту одиноко дотягивает обычно второй голос. Звук постепенно замирал, в нём была печаль и даже какая-то тревога. Не дожидаясь окончания  ведущий голос уверенно начинал новый куплет. При этом Настасья  вся преображалась запевая, например, песню "Сегодня вечер настаёт и тихое молчание, кругом, кругом ночная тьма, иду я на свидание". Обладала она очень высоким и сильным, каким-то немного надтреснутым, голосом и, как я теперь понимаю, великолепным музыкальным слухом. Многие песни исполнялись очень громко и у большинства исполнителей были сильные голоса. Но настасьин голос легко перекрывал хор и поднимался в какую-то запредельную высоту. Представьте себе этот луг, внизу речка, вокруг бескрайние леса и песня, которую, должно быть слышно за много вёрст - по лесу звук распространяется необычайно далеко. Что там ваша оперная сцена!
        Часто исполнялась песня "Мамашенька ругала за милого дружка, сама того не знала, в кого я влюблена", очень длинная и очень печальная: о милом погибшем где-то на войне. В ней были такие трогательные слова: "кабы мне пташки крылья, слетала бы туда, все косточки собрала, земельке предала". Иногда пели "У церкви стояла карета", спетую позже Бичевской. Когда моя мама услышала её по радио, она прослезилась от радости и очень удивилась, что вспомнили такую старую песню, которую даже они уже пели редко, а помнила всю только тётка Настасья. Пелась она немного иначе, протяжнее и была в несколько раз длиннее. Вообще, народные песни  чаще всего были длинные, в них всегда присутствовал некий сюжет, который не спеша раскручивался при исполнении. Видимо, после создания песни она дополнялась и развивалась многими исполнителями, отчего в разных деревнях были многочисленные варианты.
       Спев несколько песен женщины замолкали, погружались в невесёлые думы, каждая о своём. Обед кончался и опять начиналась бесконечная работа. Удивительно, что вечером, кажется уже смертельно уставшие, женщины, которым предстояло ещё переделать все домашние дела, в частности, подоить коров-кормилиц и накормить детей, по дороге домой снова пели свои песни. По ним домашние узнавали, что наконец работники закончили уборку пожни. Должно быть, песня действительно помогала жить.
       Песен существовало великое множество, многие из них великолепны и по мелодии и по тексту. Большинство из них забыто. Поколение моей матери было последним, певшим эти песни. Молодёжь уже слушала патефон, появилось звуковое кино и пели что-нибудь вроде "Дан приказ ему на запад, ей в другую сторону" или "На Волге широкой, на стрелке далёкой". Песни, конечно, тоже замечательные. Все признают, что песни советского времени прекрасны, созвучны эпохе и имеют национальную основу. Но всё-таки творения прошлых времён  не следовало бы забывать. Было создано несколько хоровых коллективов (Северный народный хор, Хор Пятницкого и др.), которые сохранили многие традиции, но большинство фольклора утрачено. Прекрасны также украинские народные песни, с нашими они ведь имеют общие корни. Каким замечательным исполнителем был Соловьяненко!. Недавно я удивился, услышав по радио русскую песню, исполняемую украинскими певцами на украинском языке. У нас украинские народные песни считали тоже своими и всегда пели без перевода. Например в деревне очень любили "Распрягайте, хлопцы, коней", хотя, конечно, некоторые украинские слова невольно искажали по не знанию. Раньше я помнил, хотя бы в отрывках, больше десятка песен, не имеющих широкой известности. Когда я приезжал на родину одновременно с моей тётей (племянницей Настасьи), мы с ней часто вспоминали старинные песни и даже пробовали петь. Но это было давно и теперь, к сожалению, многие я уже не могу вспомнить. Мои сёстры и брат почему-то всегда мало интересовались этими песнями.
        Часто исполняли песню "Сижу за решёткой в темнице сырой". Начало её в точности совпадало с текстом Пушкина, но, как всегда, она была намного длиннее. Я не знаю, то ли песня основана на  стихах Пушкина, то ли Пушкин использовал народный текст. Больше похоже на последнее, так как придумать подобную тему редко удаётся поэтам, это создаётся в народе каким-то непостижимым образом. И в том и в другом случае - Пушкин народный поэт.
        Русская песня чаще печальная с какой-то сладкой тоской, хватающей за душу, созвучна великой России с её безмерными пространствами, с её трудной судьбой. Песня и тревожит и утешает, заставляет слушателя понять, что жизнь не безделица..
       В народных, да и в советских тоже, песнях присутствуют образцы высочайшей поэзии. Например: "На ней было белое платье, венок был приколот из роз, она на святое распятье смотрела сквозь радугу слёз" или "Пусть в море высохнет вода и в родниках повсюду, на камне вырастет трава, тогда его забуду", "В низенькой светёлке огонёк горит, молодая пряха у окна сидит", "Я куда не поеду и куда не пойду, но родного уголочка я нигде не найду", ну, или "Вечер тихой песнею над рекой плывёт". Попробуйте найти что-либо равное в иностранных песнях, да у них и слов-то таких нет!
       О том, что сейчас, не хочется даже говорить. Кто-то точно подметил: такое впечатление будто все  поют одну и ту же песню. Действительно, если переводить слова заграничных песен, то увидим, что в каждой из них одно и то же: я тебя ждала, я тебя хочу, я без тебя скучаю, приди, я всё прощу  и т.д. в том же духе. Наши, как и всегда, всю эту чепуху взяли за образец и бездарно подражают. Примерно о том же, например, и тексты Рубальской (один остряк назвал их "сексуально озабоченные"). Весь этот "рок" (слово-то какое!) выеденного яйца не стоит. Раньше бы сказали: не складу, не ладу. Просто смешно, когда Гребеньщиков своим козлячьим голоском гнусавит какие-то свои творения со словами вроде "принесите меня к реке, положите меня в воду". И при этом пользуется успехом, есть поклонники. Песнями всю эту дребедень даже и не назовёшь, вот уж действительно - одни "хиты" и "клипы". И везде главное - деньги, благодаря которым вся эта банда захватила все подмостки, не оставив и капли места когда-то великой музыкальной культуре. Чего же можно ждать в итоге, господа?
 
                                                                                            
       Некоторые из старинных песен я помню до сих пор. Приведу здесь текст одной из наиболее любимых в Усолье:
 
............Сегодня вечер настаёт
............И тихое молчание,
............Кругом, кругом ночная тьма
............Иду я на свидание.
                     **********
............А дома все меня бранят.
............Безумной называют,
............О милом думать не велят,
............Молиться заставляют.
                     **********
............А я молиться не молюсь,
............Но сердцу больно - больно,
............Судьба заставила меня
............Любить его невольно.
                     ***********
............Пусть в море высохнет вода
............И в родниках, повсюду,
............На камне вырастет трава
............Тогда его забуду.
                     ***********
     У песни протяжная и грустная мелодия. Наверное её можно считать простой, но в исполнении многоголосного хора наших женщин она звучала очень выразительно и проникновенно. Песня особенно сильно трогала сердца ещё и потому, что у большинства певших её женщин мужья погибли на фронте.
Просмотров: 710 | Добавил: pessimus | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0